Роль одежды в наше время

Городская конференция

учебно-исследовательских работ

«Шаги в роль науку»

Учебно-исследовательская работа

«По одежке встречают…»

Автор: Хаблова Елизавета,

ученица 10 «А» класса МБОУ СОШ №12 имени В.Н Сметанкина

Научный руководитель: Лелет Г.В.,

учитель МБОУ СОШ №12 имени В.Н Сметанкина

Оглавление (стр.)

1. Введение:

- Актуальность проблемы 2

- Проблема исследования 2

- Гипотеза 2

- Объект исследования 2

- Предмет исследования 2

- Цель исследования 2

- Задачи исследования 2-3

2. Основная часть:

- Краткий экскурс в историю появления одежды и её значение 3

- Роль описания одежды литературного героя

в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» 4-6

- Роль описания одежды крестьянских мальчиков в очерке «Бежин луг» 6-8

- Описание одежды как важная деталь в раскрытии литературного образа ( на примере стихотворения Некрасова «Железная дорога») 8

-Результаты анкетирования 8

3. Заключение:

- Вывод по материалу исследования 9

- Значимость проблемы для современного читателя 9

- Перспективность моего исследования 9-10

4. Список используемой литературы 10

5.Приложение 11-13

Введение

Актуальность проблемы

Часто, читая художественную литературу 19-го века, натыкаешься на незнакомые названия одежды. Сейчас читатели мало обращают внимания на описания внешнего вида героев, но у писателя-классика нет ничего лишнего. Конечно, людям того времени было проще читать произведения их современников, в отличие от нас.

Проблема исследования

В этой исследовательской работе я старалась найти ответы на следующие вопросы:

1.По какому принципу автор выбирает одежду литературному герою?

2.Как одежда отражает жизнь различных слоев населения 19-го века?

3.Какие трудности возникают у учащегося при чтении описания одежды героя литературного произведения?

4. Играет ли роль описание одежды для создания характеристики героя?

Гипотеза:

Без понимания роли описания одежды литературного героя невозможно понять образ, созданный автором.

Объект исследования-

описание одежды литературного персонажа.

Предмет исследования -

роль понимания устаревших названий одежды в литературном произведении 19-го века для современного школьника.

Цель исследования

Основная цель работы - выяснить значение слов, обозначающих виды одежды 19-го века, определить роль описания одежды в создании образа литературного героя, что поможет читателю лучше воспринимать текст, понимать замысел автора

Задачи исследования

Чтобы достигнуть цели, мною решались следующие задачи :

  1. Консультация с учителем русского языка.

  2. Анализ результатов теста.

  3. Изучение проблемной и справочной литературы.

  4. Работа с произведениями Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», «Бежин луг», со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога».

  5. Лингвистический анализ устаревших названий одежды.

  6. Создание приложения в виде словаря.

Основная часть

Краткий экскурс в историю появления одежды и её значение

Отправной точкой своего исследования я взяла цитату Антона Павловича Чехова: «Для того чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно говорить много слов о её жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».

И действительно, для читателей 19-го века описание облика литературного героя играло огромную роль, ведь для них каждый предмет гардероба имел не только определенный вид и форму, но и обладал скрытым значением. В расчете на понимание в определенном, авторском смысле и строили свое повествование классики.

Мы же находимся в совсем иной ситуации, читая произведения русской литературы 19-го века. Почти все названия костюмов того времени не используются в современной речи. Ушли не только названия одежды, но и тканей, а также цветов и некоторых атрибутов повседневного туалета того времени.

Обращаясь ко многим классикам золотого века русской литературы, мы не видим многого из того, что было важно для автора произведения и было понято его современниками без малейшего усилия. Для первых читателей литературное произведение представлялось им живописнейшим полотном, а нам оно предстает со многими пробелами. По сравнению с читателями того времени, безусловно, мы многое теряем.

Как только появилась ткань и люди стали шить одежду, то костюм стал не только средством защиты от неблагоприятной погоды, но и некоторым клеймом, знаком. Одежда указывала не только на национальность и сословную принадлежность человека, но и на его материальное и семейное положение, возраст. С развитием одежды и появлялись новые знаки в ней, по которым можно было «прочитать» многое об обладателе костюма. Но читать эти знаки могли лишь те, кто принадлежал к этой общности людей.

В 18 же веке Россия приобщилась к европейскому стандарту одежды. В том веке европейское платье носили, в основном, власть имущие. В 19 веке формы выражения социального и имущественного положения были более изощренными. Многие дворяне облачались в жилеты, фраки и панталоны. Пушкин писал в Евгении Онегине : «Панталоны, фрак, жилет / всех этих слов на русском нет».

Роль описания одежды литературного героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

На примере произведения Тургенева «Отцы и дети», а именно на сравнении внешнего вида Евгения Базарова и Павла Петровича, попытаемся проследить разницу во внешнем виде двух представителей социальных слоев общества : разночинцев и дворян.

Базаров был нигилистом и медиком, считал, что порядочный химик полезнее всякого поэта. Евгений отрицал аристократию, считая, что это явление архаичное.

Николай Петрович видит Евгения Васильева так :
«Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями, … обнаженная, красная рука».

Как можно понять это?

«длинный балахон с кистями» – роль одежды в наше время одеяние не дворянского, скорее разночинского, даже плебейского пошиба; «обнаженная красная рука» – рука труженика, а не барина.

Следующая деталь его внешнего вида также бросается в глаза:
«Висячие бакенбарды песочного цвету, темно белокурые волосы, длинные и густые»

Длинные волосы издавна считались признаком вольнодумства, Базаров имеет небрежный вид. Все это показывает героя как материалиста и рационалиста.

А теперь посмотрим на Павла Петровича Кирсанова.

Его характеризуют следующие слова: он интеллектуален, принципиален, проницателен, благороден и восхищается англичанами, обладает волевым характером.

Как видит Аркадий Павла Петровича:

«человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. Коротко остриженные седые волосы отливали блеском, как новое серебро. / Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями. / Снежная белизна рукавчика, застегнутого крупным опалом».

Итак, сьют-это мужской костюм английского покроя. Был одеждой элиты, богачей. Модный галстук тоже характеризует Павла Петровича как человека, находившегося в аристократическом обществе, человека, который следит за своим внешним видом. Тут опять можно вспомнить слова Пушкина : «Лихая мода-наш тиран, недуг новейших россиян». И действительно, следовать моде было принято, в основном, высшим слоям общества. Лаковые полусапожки, как признак того, что у него царит ухоженность во всем.

Панталоны – одежда, надеваемая на нижнюю часть тела. Поначалу были чуть уже брюк. Позже, название панталон вытесняется из речи горожан. Очень важная деталь – красивая рука с длинными розовыми ногтями. Ухаживать за ногтями, т.е заниматься маникюром было полностью признаком аристократизма, ухоженности и изящности. Даже сам Пушкин постоянно ухаживал за ногтями. Опять же, снежная белизна рукавчика выдает

страсть Павла Петровича поухаживать за собой, о его внимании к себе. Опал является благородным камнем, что выдает в нем человека состоятельного.

Уже по первому описанию внешности героев, мы можем определить колоссальную разницу в их характерах, положению в обществе. И все это всего лишь внешний вид.

Также, всего лишь по описанию их внешности мы можем понять роль персонажа в тексте, к какой социальной группе он относится.

Существенно отличалась в то время одежда мужчин и женщин. Сейчас рассмотрим одежду Фенечки, Авдотьи Никитишны Кукшиной и Анны Одинцовой.

Фенечка-крестьянская девушка, поселившаяся у Николая Петровича, и родившая от него ребенка. Она была проста и мила, стеснительна, но естественна. Впервые она появляется в таком виде: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая с темными волосами и глазами, с красными детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье: голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах».

Её немного детская, наивная внешность выдавала в ней всю её естественность. Опрятное ситцевое платье, как признак того, что она аккуратна, но проста – в ней нет вычурных деталей. Такой она и будет выглядеть на протяжении всего романа.

В отличие от нежной и прекрасно естественной Фенечки, Кукшина является скорее комедийным персонажем, даже пародийным. Авдотья Никитишна – это женщина, которая может называть себя нигилистом, хотя это только напоказ. В её голове творится беспорядок из множества идей и замыслов, на её столе тот же самый беспорядок, и выглядит сама она крайне нелепо. Впервые она появляется в тринадцатой главе, и вот как автор описал её:
«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом меху..».

Этот её вид и образ речи вызывал скорее насмешку у того же нигилиста, Базарова. Её неряшливость и неопрятность во внешнем виде полностью оправдывает неряшливость во всем. Казалось, её глупый и неопрятный вид имел объяснение – это эмансипированная женщина, у которой не было времени на поддержание внешнего вида. Она озабочена правами женщин, химией, биологией, литературой.. Только это совсем не тот идеальный образ тургеневской девушки, поэтому он осмеивается не только её речами и обстановкой комнаты, но и через внешний вид.

Следует упомянуть одну очень важную даму в этом произведении – Анны Сергеевны Одинцовой.

Еще со слов : «Одинцова приехала», начинает замирать сердце. И не зря. Ведь эта женщина сможет влюбить в себя такого неприступного мужчину, как Базаров, и остаться холодной к нему до самой его смерти. Итак, посмотрим на нее.
«женщина высокого роста, в черном платье. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные её руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий/ ласковой и мягкой силой веяло от её лица».

Сразу бросается в глаза контраст. Она являлась истинным воплощением аристократизма, изящности и элегантности. Об этом нам можем сказать её строгое черное платье – изящное, простое и такое утонченное. Явно, она не выглядит вычурно. Очень красивой и яркой деталью являются фуксии в её волосах – яркие, живые цветы, спадающие на её плечи. Эти цветы имеют красноватый, сочный оттенок. Очень оригинальное решение, которое говорит об её утонченном вкусе. Само сочетание цветов в её одежде – черного и красного, свидетельствует о её благородной, колоритной личности. В ней есть и страсть, и холод, и любовь, и апатия ко всему происходящему. Описание её одежды – антитеза к описанию внешности Базарова. Но все равно она останется в сердце Евгения Васильевича до конца его дней.

Благодаря описанию внешнего вида героинь, читателю прививается некоторая симпатия, или наоборот. Автор тонко передает свое отношение к девушкам через этот прием, что помогает нам увидеть обстановку того времени более полной.

Роль описания одежды крестьянских мальчиков в очерке «Бежин луг.»

Итак, не отвлекаясь от Тургенева, обратимся к произведению «Бежин Луг». Главный герой охотился и заблудился в лесу. Он находит Бежин Луг, где возле костра сидят пять крестьянских детей : Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. У каждого из них разная одежда, по которая служит важной деталью для понимания характера героев.

Начнем по порядку.

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать/. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.»

Сам Тургенев пишет, что Федя был из богатой семьи. Действительно, новый армяк и собственные сапоги были значимой чертой, ведь бедные крестьяне могли долгие годы носить старую одежду и иметь одни сапоги на всю семью. Гребешок не жизненно необходимая вещь, поэтому то, что у мальчика он есть, тоже говорит о его зажиточности. Возможно, пестрая рубаха характеризует его характер – не обремененный домашними делами, сытый мальчик, такой же яркий, как и сама одежда.

Далее идет следующий мальчик, Павлуша. Тургенев писал :
«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные/. Малый был неказистый/: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»

Уже можно проследить разницу между парнем из богатой семьи – Федей, и обычным крестьянским мальчишкой Павлушей. Умный, деревенский парень, уверенный в себе, был беден – так как на нем одета обычная, самая простая рубаха и заплатанные порты. Порты – значит штаны. В отличие от Феди родители Павлуши не могли обеспечить его новой одеждой, поэтому приходилось залатывать старую.

Теперь посмотрим на Илюшу.

«Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость/ Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки/. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.»

Про этого мальчика хочется сказать то, что он и не беден, и не богат. Конечно, новая одежда это признак зажиточности, но онучи и лапти – типичная крестьянская обувь. Такую носили обычные крестьяне. Свитка – короткая одежда из сукна. Являлась тоже обычным предметом туалета. Можно сказать, что он и правда был незначителен – обычный, совершенно непримечательный мальчик.

Четвертым мальчиком оказался Костя.

«Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.»

Про одежду тут и нечего сказать – автор сам говорит, что одет мальчик был бедно. Весь его вид кажется бедным – грустное лицо, весь худенький и маленький.

Последний, самый младший, оказался невзрачным – его и не заметил герой сначала, но потом автор сообщает, что ему около восьми лет.

Итак, в этом произведении мы можем проанализировать разные характеры персонажей по одежде и разное материальное состояние героев одного сословия – крестьян.

Описание одежды как важная деталь в раскрытии литературного образа ( на примере стихотворения Некрасова «Железная дорога»)

Теперь настало время поговорить о Некрасове, и его стихотворении «Железная дорога». Кажется, где тут место для живописного описания героев? Но в самом начале автор дает лаконичную и полную информацию, без которой бы мы могли многого не понять.

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке).
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

На самом деле, тут многое можно увидеть. Например то, что пальто на красной подкладке носят только генералы. Это уже говорит о важности и влиятельности героя. Ваня в обычном кучерском армячке. А что такое армяк? Армяк- разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи – толстого сукна или грубой шерсти. Широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. На самом деле, некрасовские мужики часто предстают перед нами в армяке – так как это типичная крестьянская одежда. («У парадного подъезда» - армячишко худой на плечах). Но почему сын генерала одет в армяк? Вероятно,  армячок - свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку. Тут то и видно это «липовое» народолюбие. Возможно, армяк на Ване одет еще и потому, что автор расскажет ему истинную правду о том, кто строил железную дорогу, о том, кому надо говорить: «спасибо!». Так Ваня станет ближе к народу, ведь трудно остаться равнодушным после такого страшного и грустного рассказа. И дальше идет рассказ о нелегкой судьбе строителей железной дороги. Автор призывает помнить своих героев, тех погибших, обманутых людей.

Результаты анкетирования

Было проведено анкетирование для учеников 11 класса. Вопросы для анкеты вы можете увидеть на слайде. А теперь посмотрим на результаты. По диаграммам можно проследить, что читатель обращает внимание на одежду литературного героя, но не придает ей значения. На второй вопрос ни один ученик не дал правильного, точного ответа ни на один термин. В третьем вопросы даже появилось интересное мнение ученика о том, что автор описывают одежду литературному герою для того, чтобы добавить слов в текст.

Заключение

ВЫВОД

Вывод по материалу исследования

В ходе нашей исследовательской работы, мы убедились, что костюм – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Еще мы выяснили, что костюм литературного персонажа, это :
1)важная художественная деталь и стилистический прием в создании персонажа.

2)средство выражения социального и имущественного положения персонажа.

3)средство выражения авторского отношения к персонажу и действительности.

4) средство выражения взаимоотношений героев.

5) средство связи литературного произведения с внетекстовым миром, с проблемами культурной и литературной жизни того времени.

Следовательно, гипотеза подтверждена - без понимания роли описания одежды литературного героя невозможно глубоко понять образ, созданный автором.

Значимость проблемы для современного читателя

Эта тема актуальна в наше время по некоторым причинам. Во-первых, это то, что современному читателю трудно воспринимать классиков – многое остается непонятым, а у классиков не бывает ничего лишнего в тексте. Но если судить по результатам тестирования, то становится видно, что многим читателям не нужны детали, они ни обращают на них внимания. Эта работа, как раз таки, и была полезна многим учащимся тем, что указала на важность таких моментов, как описание внешнего вида литературного героя. Возможно, в будущем, они уже будут обращать внимание на детали, меньше пренебрегать ими. Во-вторых, эта работа помогает практически – было создано приложение-словарь устаревших видов одежды, которое поможет ученику в работе с литературой девятнадцатого века. В этом приложении можно найти устаревшие названия тканей, цветов, и некоторых деталей туалета.

Для меня эта работа стала неким порталом в девятнадцатый век. Мне пришлось прочесть много интересной литературы, пересмотреть множество иллюстраций. Пересматривая художественную литературу заново, я словно начала её изучение совсем с другого ракурса. Конечно, не все было новым для меня, но открытий оказалось куда больше, чем моих знаний в этом области. Эта работа, несомненно, не только интересная и живописная, но и полезная. Костюм для меня стал вещью значимой, самобытной. Многое пришлось осмыслить. Действительно, костюм – это традиция, маленькая биография обладателя.

Перспективность моего исследования.

4. Перспективность этой работы заключается в том, что она поможет в освоении нового материала, в понимании его в рамках школьной программы. В будущем, нам предстоит на уроках литературы познакомиться с выдающимися произведениями – «Преступление и наказание» Достоевского и «Война и Мир» Льва Толстого. Полезность этой работы заключается еще и в том, что, как вы знаете, в последнее время говорят о том, что нам придется писать сочинение по литературе. В такой работе, безусловно, это понадобится. Также, это полезный жизненный опыт и знания, которые помогают саморазвиваться человеку и быть личностью.

Теперь обратимся к названию работы. Название моей работы – пословица, но почему я поставила в ней многоточие? Теперь, в конце моей исследовательской работы я могу превратить эту пословицу в утверждение : Встречайте литературного героя по одежке, задумывайтесь, почему он так одет, и вы лучше поймете автора, что он пытался донести до читателя.

Список используемой литературы:

В. В. Колмакова «Семантика одежды в контексте художественного произведения (на примере романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)». http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/09_2009/13.pdf

Лотман, Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства

(18-нач. 19 вв.)» Ю.М. Лотман // Избранные статьи. В 3 т. Таллин, 1992–1993.

Н.А. Некрасов «Железная дорога». http://ru.wikisource.org/wiki/Железная_дорога_(Некрасов)

Р.П Рогожникова, Т.С Карская « Школьный словарь устаревших слов русского языка.», издательство «Просвещение», издательство «Учебная литература», Москва, 1996.

И. С. Тургенев «Отцы и дети». Издательство «Детская литература», Москва 1968.

И. С. Тургенев «Бежин луг». http://bookmate.com/books/TVQG5km6

Ю. А. Федосюк «Что непонятно у классиков,или энциклопедия русского быта XIX века, издательство «Флинта», издательство «Наука», Москва, 2003.

Список используемых интернет ресурсов:

http://ru.wikipedia.org/

http://citaty.info/

Приложение

Список некоторых устаревших названий одежды разных сословий для мужчины и женщины.

Крестьяне

Мужчины:

Азям- разновидность кафтана. Шился из тонкой ткани и носился только летом.

Зипун- верхняя крестьянская одежда без воротника, обычно из грубого, домотканого сукна, с раскошенными полами. Обычно считался признаком бедности, носили его и женщины.

Сермяга – домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна. Тоже считался признаком бедности. Отсюда выражение про отсталую и бедную старую Россию – сермяжная Русь.

Гречневик – высокая, округлая шапка.

Шлык – пренебрежительное название для всякой крестьянской шапки.

Сибирка – короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы.

Женщины:

Сарафан – длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском.

Панёва- одежда для замужних – полосатая или клетчатая юбка.

Повойник – платок, обвитый вокруг головы (в будни).

Кокошник- довольно сложное сооружение в виде полукруглого щитка надо лбом и с тульей сзади. (в праздники).

Кика – убор с выдающимися вперед выступами.

Шушун – род деревенской телогрейки, короткой кофты или шубки.

Городская одежда:

Мужчины:

Ермолка- домашняя круглая шапочка, иногда с кисточкой.

Альмавива- широкий плащ, закрывающий почти все туловище.

Макинтош – прорезиненное пальто.

Бекеш – мужская верхняя одежда, из меха или на вате, имела меховую оторочку, сборы и разрез сзади, теплый воротник.

Редингот – длинное пальто в талию с пелериной. (мужское и женское).

(Пелерина - большой круглый воротник на верхней одежде или на женском платье)

Венгерка – расшитая спереди шнурами, зауженная в талии и отделанная мехом куртка, заимствованная у венгерских гусар.

Женщины:

Кацавейка- короткая распашная кофта без сборов и перехвата, с рукавами, подбитая мехом или ватой.

Капот- широкая распашная одежда с рукавами, без перехвата в талии.

Роброн – широкое платье с округленным шлейфом.

Ватерпруф- летнее женское пальто, пришедшее из Англии.

Мантилька- короткая накидка без рукавов.

Эшарп- нарядный шарф.

Некоторые атрибуты туалета :

Омбрелька- зонтик от солнца.

Тюрлюрлю- легкая мантилька.

Шемизетка – легкая кофта, но чаще вставка на груди женских блузок.

Ток- высокая дамская шляпа без полей.

Пачули- распространненые в 19 веке сильно пахнущие дешевые духи.

Манишка- надевалась мужчинами на грудь, имитирую перед сорочки.

Некоторые ткани:

Драдедам- тонкое сукно.

Мухояр- хлопчатобумажная пестрая ткань с примесью шелка или шерсти.

Тарлатан- прозрачная, легкая ткань, похожая на кисею.

Тармалама – плотная шелковая или полушелковая ткань, из которой шили халаты.

Шалон- плотная шерсть, из которой шилась верхняя одежда.

Китайка- гладкая хлопчатобумажная ткань, обычно синяя.

Некоторые расцветки:

Аделаида – темно-синий цвет.

Бланжевый- телесного цвета.

Дикий, дикенький – светло-серый.

Масака’ – темно-красный.

Пюсовый – темно-коричневый.

Двуличневый – с переливом, как бы двух цветов с лицевой стороны.


Источник: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-rol-opisaniya-odezhdi-geroev-v-literaturnih-proizvedeniyah-389258.html

Закрыть ... [X]

Роль одежды в литературных произведениях и их связь Как снять воспалившийся прыщ

Роль одежды в наше время Сочинение-рассуждение на тему: Интернет в нашей
Роль одежды в наше время Ателье ПЕРСОНА Профессиональный пошив одежды
Роль одежды в наше время Учебный проект Одежда в жизни человека Iteach
Роль одежды в наше время РОЛЬ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДАШЕ ВРЕМЯ
Роль одежды в наше время ОДЕЖДАШЕЙ ЖИЗНИ О искусстве
Роль одежды в наше время Средние века Википедия
Роль одежды в наше время «Подари Стихи» агентство стихов и поздравлений
Роль одежды в наше время Автомобильные сиденья на а/м ВАЗ и Нива Интернет-магазин
Водка Имбирная Медовая : Независимая лаборатория водки Как быстро отрастить выщипанные брови - это вполне реально Как сделать веер своими руками: несколько вариантов исполнения Как сделать усилитель для сабвуфера своими руками Клумбы и цветники своими руками из подручных Металлоискатели и металлодетекторы в Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот